Приватизация и повышение конкурентоспособности нашей экономики

Сторонники продажа государственной собственности в частные руки вновь проявили активность на Петербургском экономическом форуме. Оказывается, у нас есть еще что продать из казенного имущества. Причем, нет речи о том, что нужно развивать необходимые стране производства с обоснованием того, что частник это сделает быстрее и эффективнее, чем управленцы, назначенные государственными структурами. На примере многих уничтоженных технологий и производств, которые постепенно возрождаются сегодня именно с государственным участием, включая станкостроение, электронную промышленность, самолетостроение, судостроение, можно понять, насколько могут быть безответственными частные лица по отношению к потребностям страны, людей и безопасности государства.

Стремление к приватизации исходит сегодня из банковской системы. Накопили денег на высоких процентах за кредит и. очевидно, уже обозначен круг интересантов по владению государственными акциями, имуществом. И речь прежде всего идет о СБЕРе, нефтяных, газовых компаниях. Другая причина – уменьшить дефицит бюджета за счет продажи государственной собственности. У сегодняшних финансистов есть только такие источники покрытия дефицита бюджета – приватизация, повышение налогов, выпуск гособлигаций, девальвация рубля.

Экономический рост – единственный надежный источник увеличения доходов бюджета – об этом финансисты почти не говорят. Западные учителя прочно вложили в сознание многих сегодняшних управленцев тезисы о неэффективности государственного управления в противоположность активности и эффективности частных управляющих. Но причина в том, чтобы получать прибыль, надо вначале вкладывать деньги не в разного рода фонды, иностранные ценные бумажки и валюту, а в реальные технологии и производства, чтобы через некоторое время получать устойчивый источник роста доходов в виде новых и реконструированных предприятий, имеющих сбыт продукции и прибыль.

Напомним, что сделали не так давно с электроэнергетикой – отдали в частные руки, включая и иностранные, рентабельные генерирующие теплоэлектростанции за исключением гидростанций, атомных станций и электросетей. То, что осталось у государства, требует больших инвестиций и окупается дольше, а частники получили высоко прибыльные генерирующие электростанции. Тут же появились сотни посредников. Цены на электроэнергию быстро пошли вверх. И каждый раз эффективные собственники доказывают необходимость роста тарифов. Иначе, нет инвестиций для замены оборудования. Управлять издержками для них гораздо сложнее, чем лоббировать повышение тарифов.

Уже давно пора прекратить дискуссии и противопоставлять приватизацию и национализацию, государственное управление и рыночное саморегулирование. На каждом этапе развития должно быть разумное сочетание того и другого. Государственный сектор должен включать фундаментальную науку, образование, здравоохранение, стратегические добывающие отрасли, энергетику, железнодорожный транспорт и ряд других секторов экономики, являющихся «общественным благом» для всех людей, а торговля и сфера услуг должны находится в частных руках. Экономическая политика должна быть гибкой, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Сегодня, в условиях санкций наша экономика достаточно успешно адаптируется к новым обстоятельствам, быстро налаживается новое производство, находятся новые рынки, идет разумное сочетание государственного регулирования с самостоятельностью бизнеса.

Необходимо также напомнить, как Запад нам диктовал в свое время повышение цен на экспортируемые ресурсы и товары до уровня «мировых», чтобы якобы была справедливая конкуренция. И мы потеряли свое явное конкурентное преимущество в виде низких цен на энергоресурсы не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Сегодня Запад скорректировал свою политику и ввел потолок цен на экспортируемую российскую нефть по простой причине – снизить доходы российского бюджета. Вот такая «забота», как прежде, так и теперь о российском народе.

Капиталы идут в страны с низкой зарплатой. Затем товары с более низкой себестоимостью продаются на мировом рынке. Вот это «добросовестная» конкуренция, которая позволяет западным компаниям получать более высокую прибыль. Неоколониализм в чистом виде, так как эти добросовестные собственники в чужих странах вовсе не стремятся повышать зарплату наемных работников.

А мы теряем свои конкурентные преимущества из-за высоких цен на энергоресурсы на внутреннем рынке. Но соблюдаем правила Всемирной торговой организации (ВТО) хотя, например, введение санкций против России не вписывается ни в какие рамки ВТО и без одобрения ООН являются незаконными. Экспортно-импортные тарифы, как и цены, можно регулировать при заключении двухсторонних договоров с дружественными странами.

Еще одну новацию послушные ученики МВФ и ВТО ввели в 2015 году под названием «налогового маневра», который должен завершиться в 2024 году. В течение уже восьми лет повышается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и снижается экспортная пошлина при вывозе нефти из страны. Это приводит к росту себестоимости и, соответственно, к снижению рентабельности переработки нефти, что вызывает рост цен на готовые нефтепродукты. Чтобы не допустить увеличения розничных цен на бензин, дизтопливо, государство сегодня вынуждено выделять компенсирующие средства из бюджета для нефтеперерабатывающих предприятий. Еще одна дополнительная нагрузка на бюджет из-за этого пресловутого «налогового маневра».

Для повышения конкурентоспособности отечественного производства и привлечения инвестиций из дружественных стран, целесообразно иметь более низкие цены (по сравнению с мировыми) на энергоресурсы и больше средств вкладывать в науку, новые технологии и их массовое тиражирование. Такой курс сегодня постепенно становится определяющим.

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020