Пленарное заседание 27.10.2022
С.А. Наумов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике
Уважаемый Вячеслав Викторович, есть решение, и это правительственный законопроект, он был внесён ещё в прошлом году, в его разработке принимали участие Министерство финансов, Министерство экономического развития. Он предполагал повышение ставки сбора за добычу биоресурсов, и это решение позволило бы нам, депутатам, правительству в течение ближайших 15 лет вместо 100 миллиардов рублей, которые мы за 15 лет можем собрать, если сохранится аукционный принцип, получить 200 миллиардов рублей и решить все те проблемы, о которых сегодня справедливо говорится. Но этот законопроект, к сожалению, сегодня здесь не рассматривается, хотя мы предлагали это сделать и в рамках парламентских слушаний, и в рамках заседаний комитета. Поэтому наша фракция — фракция Либерально-демократической партии России — будет голосовать в первом чтении против предлагаемого Министерством сельского хозяйства законопроекта. Так решили наши избиратели, они решили это 11 сентября в тех самых дальневосточных регионах.
То, как Министерство сельского хозяйства представляет свой законопроект в первом чтении, лишает людей самого главного — чувства уверенности в завтрашнем дне. Наши люди научились читать законопроекты, которые разрабатывает правительство. Наши люди спрашивают: если у моего предприятия не будет квоты, то чем я буду завтра кормить своих детей, как я буду лечить своих родителей? Мы сегодня услышали очень много полезных, но, к сожалению, запоздалых ответов. В чём причина? Причина в пресловутой формуле "квоты под киль". Я работал в министерстве промышленности вместе с коллегами и помню, когда впервые эта формула появилась: в 2007 году, тогда складывалась "Объединённая судостроительная корпорация", тогда мы думали, что нам делать с теми периодами, когда нет государственной программы вооружения, гособоронзаказа, у нас не строилось ни одного гражданского судна. Тогда эта формула действительно обеспечивала реализацию промышленной политики, и она оказалась успешной. Но только не в случае с квотами, а в случае с развитием нефтегазодобывающей промышленности, о которой мы сегодня говорили, и соответствующего танкерного флота, который уже работает, делается на верфях Санкт-Петербурга и обеспечивает развитие наших арктических проектов. К сожалению, здесь такого не произошло. Почему? Потому что не решена ключевая задача в диалоге между Министерством сельского хозяйства и Министерством промышленности и торговли — серийность производимых судов. Те статистические данные, которые мы слышали, ещё не показывают всю картину. Обсуждая госпрограмму "Развитие судостроения..." на следующий год, мы задали министерству промышленности вопрос: что для вас является главным? Главным является наличие типового проекта. Если нет типового проекта, то нет экономической и финансовой эффективности.
Что ещё произошло за эти годы? Появилась новая формула: не "квота под киль", а "квота под полку" — под полку в супермаркете, и сегодня мы об этом говорили. Действительно, это важно, именно это дало правильный импульс строительству 21 перерабатывающего завода, которые действительно ориентированы в первую очередь на внутренний рынок. Однако сегодня снова такое ощущение, что мы начинаем с чистого листа. В чём причина? Нельзя принимать закон в ситуации, когда у нас рассогласованы не только стратегия развития сельского хозяйства и стратегия развития судостроения, но и точно так же рассогласованы стратегия поддержки экспорта и поддержки малого и среднего бизнеса. И всё это вместе не укладывается в комплексную стратегию развития Дальнего Востока. В данной редакции законопроекта эта несогласованность только усиливается, и возникает не вопрос, что будет с квотами, а вопрос: что будет с килем? Киля у нас по-прежнему нет. У нас в конечном счёте произойдёт то, о чём говорили мои коллеги из других фракций, — снова вернётся импорт.
15 июля здесь выступал вице-премьер Мантуров, мы ему задали вопрос: что будет с программой приборостроения? Только сегодня, спасибо Виктору Евтухову, мы получили ответ, но это три года старта, который только-только начинается, а квоты мы с вами хотим отобрать уже сейчас, уже сейчас банки отказывают малым, средним, большим предприятиям в оборотных средствах. И поэтому мы должны сделать всё, чтобы не допустить того, о чём говорил президент Путин, когда слушал главу "Объединённой судостроительной корпорации" Алексея Рахманова: заказы есть, но "Объединённая судостроительная корпорация" терпит убытки, финансовые убытки. И об этом тоже нужно думать.
Что делать? Сначала разобраться с судостроением, посмотреть загрузку наших верфей программой вооружения — нам нужны сегодня верфи, для того чтобы развивать наше военное кораблестроение. Понятно, что судостроение — это не легковое автомобилестроение, объединённая корпорация не может построить сразу 50 судов и ждать, когда кто-то придёт, нужно искать другие финансовые решения, не те, которые сегодня предлагаются. Может быть, нужно использовать средства Фонда национального благосостояния. И конечно же, нужно вернуться к тому правительственному законопроекту, который мы не отклоняли, он находится в процедуре первого чтения, он может быть принят в рамках обсуждения бюджета — он даст те самые деньги на развитие нашего судостроения.
И что делать с квотами? Давайте сосредоточимся на береговых заводах, давайте отвяжем заказ на суда от развития береговых заводов. Это позволит прежде всего сохранить принцип исторических квот, он будет связан так или иначе с наличием мощностей, и, конечно же, это позволит обеспечить внутренний рынок.
И по процедурам. Уважаемый Вячеслав Викторович, я считаю, что мнение семи прибрежных регионов важнее мнения 77 других регионов. Нужно менять процедуру оценки регулирующего воздействия и учитывать мнение тех глав регионов, которые отвечают за экономику.
И мы должны научиться отклонять правительственные законопроекты. Фракция ЛДПР будет голосовать против в первом чтении. Я обращаюсь к депутатам-одномандатникам от Дальневосточного федерального округа: вне зависимости от вашей партийной принадлежности воздержитесь от голосования, покажите своим избирателям, что вы заставите правительство изменить этот законопроект в течение месяца.